• Ритуальное агентство №2
  • Блог
  • Похороны как отражение общественного менталитета
  • Похороны как отражение общественного менталитета

    В этой публикации мы начинаем интересное исследование похорон как культурного феномена. Мы условно назовем его похороны как отражение общественного менталитета. В непростой и зачастую табуированной теме похорон мы хотим разобраться, призвав на помощь источники, в которых содержатся свидетельства о разнообразных похоронных традициях прошлого и современности.

    Начнем издалека. Вот какие интересные факты об обряде похорон мы нашли в книге Е. Игнатовой «Жизнеописание Санкт-Петербурга».

    Похороны коммунистов

    «Во всех религиях существуют обряды, провожающие человека в последний путь, и, конечно, коммунистическая идеология не могла оставить без внимания столь важного момента. Она отвергала традиционные обряды, заменив церковную панихиду гражданской, с зажигательными речами над могилой. Впрочем, началось это раньше — радикальная интеллигенция демонстрировала презрение к церковному обряду задолго до революции, но теперь она фрондировала противоположным образом.

    В 20-х годах находились фанатичные противники всякой обрядности на похоронах, которые отвергали даже гражданскую панихиду; об этом упоминается в статье главного безбожника СССР Емельяна Ярославского. Некий рабочий-коммунист завещал после похорон сделать из своего тела мыло. Свое решение он объяснил тем, что новая власть, вместо того, чтобы бороться с обрядностью, устанавливает массу новых обрядов. Хорошенькая перспектива — мыться мылом, сваренным из коммунистов! Даже воинствующие безбожники были против подобных крайностей.

    Надгробный памятник с коваными цветами

    После похорон: надгробия и эпитафии

    Можно изменить обряд похорон, но неизменным остается вопрос: что там, за последней чертой? У верующих людей был ответ, о нем свидетельствуют эпитафии в некрополе Александро-Невской лавры:

    Покойся, милый прах, до радостного дня,
    В который мать, отец обнимут вновь тебя,

    или: «Нас разлучила смерть, но вечность съединит». То же упование хранили эпитафии, увиденные Леонидом Пантелеевым на кладбище Старой Руссы, повествующие о милом котике-комсомольце, и любящем брате Васе, напоминающему умершему брату Сергею не забыть принять его после смерти. В надписях на этих фанерных памятниках был отблеск того же чувства, что запечатлено на мраморе в некрополе лавры. По мнению атеистов, надежды на грядущую встречу Сергея с Васей, котика-комсомольца с подругой и прочее в этом роде были вредной нелепицей. Об этом свидетельствовала другая запись Леонида Пантелеева о Троицкой улице, ведущей к Ново-Петергофскому кладбищу, после революции переименованную в улицу Безвозрата.

    Кладбища Александро-Невской лавры хранят свидетельства о разных эпохах жизни города, здесь легко если не понять, то почувствовать прошлое. Надписи на памятниках 20–30-х годов на Коммунистической площадке перед Троицким собором и на Никольском кладбище напоминают записи отдела кадров: «инженер-технолог», «агент 22-й бригады управления Петроградского угрозыска», «лучший товарищ производства». Иногда они сообщают об обстоятельствах смерти: «погиб в автомобильной катастрофе», «зверски убиты бандитами в квартире», «погиб на производстве».

    В новых формулах увековечения памяти видна обнаженная беспомощность перед лицом смерти, даже искренние слова скорби отзываются в них жестоким романсом: «Королеве Сказки любви дорогой. Тебя не забуду». Изменились и сами надгробные памятники — на кладбищах того времени почти не увидишь крестов. Начало этому положило запрещение хоронить на коммунистических площадках людей, родственники которых хотели поставить на могиле крест; постепенно исчезло и изображение креста на камне».

    В похоронах отражается менталитет общества, его страхи и его надежды.

    Если вам надо организовать похороны ваших родных и близких, ритуальное агентство №2 поможет Вам. Информацию о стоимости похорон Вы найдете в соответствующем разделе сайта.

    Комментарии отсутствуют

    Оставить комментарий